Что такое изобразительное искусство? Это линия и цвет. Эти две базовые составляющие формируют все, что возникает на плоскости холста, бумаги или стены. Раньше, в эпоху т. н. классического искусства, этим знанием владели только художники. Обычный зритель смотрел на картины и фрески, на образы, которые создавали художники. Реакция была непосредственной и даже наивной. Говорили: «Изобразил как в жизни». Но как это у художника получилось? Было непонятно.
Усилия ХХ века были направлены на выявление, показ, демонстрацию всего инструментария искусства. И прежде всего линии и цвета. Особенно здесь постарался американский абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок соединил линию и цвет в одно действие. Его разбрызгивание (дриппинг) краски одновременно давало картине и линию, и цвет. (Оно же и было главным содержанием его работ). Марк Ротко избавился от линий вообще. Вы не найдете в его картинах ни одной линии — они только и исключительно цвет. А ранние работы Сая Твомбли, наоборот, линии. Когда зрителю показали, из чего состоит изобразительное искусство, он стал рефлексивно его оценивать. И то, что раньше большинством воспринималось как уродство (например, Пикассо), открылось со своей другой, прямо противоположной стороны изящной линии и эффектного соположения цветов.
Для чего я об этом пишу? Для того, чтобы было понятно, за что мы можем ценить работы Алисы Йоффе. Алиса в совершенстве владеет линией. У нее прямо-таки матиссовская точность рисунка. Уверенность, с которой она их создает, поражает. Попробуйте не отрываясь провести длинную линию (даже просто так, без смысла) — ваша рука задрожит, линия начнет «дребезжать». А если вы захотите что-то изобразить, то она просто «потеряется» по дороге.
У современного художника мы ценим именно эту уверенность. Она дается не просто. Мало уметь провести линию, надо еще не бояться это сделать, ведь за твоей спиной стоят мастера. Йоффе работает безоглядно и с невероятной производительностью. Она не боится никакого размера. От А4 до стены дома . Скорость создания удивительная - совершенно спокойно за несколько дней может сделать серию работ для персональной выставки. Никаких «мук творчества», никаких сомнений и никакого страха. И еще практически все удачно. Брака почти нет. Если художник развил такую скорость и добился такой точности, его не остановить. Это называется драйв.
Но мастерство и способности — это еще полдела. Вторая половина вообще трудно постигаема. Мир должен увидеть себя в работах художника. Он должен на них посмотреть в буквальном смысле. И здесь любые менеджерские усилия бесполезны, если художник не смог уловить «дух времени». (Собственно, именно «дух времени» и является главным объектом исследования настоящих современных художников, поэтому они и настаивают на определении «современные»).
Вот Алиса придумывает свой экстравагантный костюм, состоящий из нейтральных (по сути) геометрических фигур, провокационно расположенных в «правильных» местах. Черный треугольник в районе паха, пара линий там, где чулки. Так она проявляет свой гендер и комплекс феминистских проблем, которые с ним связаны. Здесь геометрические фигуры становятся знаками, превращаются в подобие армейских погон: издалека видно, кто ты. Интересно, что Малевич избегал изображать треугольник, а так как Алиса работает исключительно черным по белому, то здесь явный оммаж именно ему.
Костюм не картина, костюм предполагает действие, жест. Алиса идет в этом костюме в музей. И на нее там невозможно не посмотреть. Такое незначительное смещение «смыслов», но какой феерический эффект! Акция без каких-либо нарушений закона. В этом заключается артистизм художника: напряжение создано, но нет места для полиции, переводящей своим насилием артистический жест в брутальную политику.
Здесь Алиса подлинная наследница московского акционизма 1990-х. Она не просто повторяет акции тех лет с повышением «градуса», как это делали группа «Война», Pussy Riot и Павленский, а создает новые условия восприятия жеста, освобождая его от невозможной сейчас открытой конфронтации с органами правопорядка. Я бы назвал эту практику постакционистской. И в современном художественном процессе это не единственный пример, это вполне отчетливая тенденция.
Последняя мысль будет несколько сложнее. Почему рисунок и вообще граффитизм в широком смысле сейчас столь актуальны? Ведь нам интересно смотреть именно на черно-белые, жесткие, предельно контрастные изображения. Ответ не столь очевиден, но справедлив. Чем сейчас занимается мир? Люди судорожно проводят границы, устанавливают барьеры, делят территории, расползаются по своим национальным «норам». И делают это крайне неуклюже. И здесь художник своим творчеством, своим умением проводить линии выражает эти процессы. Делает их наблюдаемыми непосредственно, а также это еще более существенно показывает их истинность. Посмотрите на российского двуглавого орла Алисы Йоффе, и вы все поймете о нынешней России, ее перспективах и о том, как она выглядит со стороны. Настоящий современный художник говорит о своем времени.